Настройка CRM: проработка статусов лидов
Недавно я писала в своей статье, что при настройке CRM стараюсь много внимания уделять проработке статусов лидов.
Непосредственно в настройке статусов ничего сложного нет. Намного важнее продумать, какими они должны быть и сколько их должно быть.
Грамотная проработка статусов дает руководителям отличный инструмент для контроля работы менеджеров и анализа продаж.
Я для себя сформулировала несколько правил по настройке этого инструмента и попробую описать их в этой статье :-)
Непосредственно в настройке статусов ничего сложного нет. Намного важнее продумать, какими они должны быть и сколько их должно быть.
Грамотная проработка статусов дает руководителям отличный инструмент для контроля работы менеджеров и анализа продаж.
Я для себя сформулировала несколько правил по настройке этого инструмента и попробую описать их в этой статье :-)
Статус - это этап работы с лидом
В любой сфере деятельности можно выделить основные этапы, по которым менеджер должен вести клиента от заявки к заключению сделки. Именно эти этапы и должны быть отражены на шкале статусов лида.
Приведу пример, как можно назвать статусы и определить критерии перевода лида из одного статуса в другой:
Приведу пример, как можно назвать статусы и определить критерии перевода лида из одного статуса в другой:
- Новый: заявка только поступила из какого-либо источника: звонок, сайт, письмо и т.д. Критерий перехода на следующий этап: менеджер увидел заявку и принял ее в работу.
- В обработке: ведется работа по выяснению контактных данных и потребностей клиента. Критерий перехода на следующий этап: получены все необходимые контактные данные, определены потребности клиента.
- Предложение: ведется работа по подготовке предложения для клиента. Критерий перехода на следующий этап: детали заказа определены, и клиенту предложены условия работы: объем, стоимость и сроки.
- "Дожатие": ведется работа по получению ответа от клиента по предложенным условиям. Критерий перехода на следующий этап: получено согласие или отказ работать по предложенным условиям.
- Сконвертирован: клиент принял положительное решение, и работа над заказом продолжается в сделке.
- Забракован: работа с клиентом завершена или приостановлена. Лид может быть забракован на любом из этапов. Например, с клиентом не удалось связаться по оставленным контактным данным (этап "В обработке") или клиента не устроили стоимость/сроки (этап "Дожатие"). Удобно использовать несколько статусов "забраковки" клиента. В этом случае каждый статус будет обозначать причину завершения/приостановки работы с клиентом.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Действия, которые выполняются для перевода лида на следующий этап работы, отображать на шкале статусов неправильно. Иногда для выяснения потребностей требуется сделать несколько звонков или отправить несколько писем по электронной почте. В процессе работы кто-то просит отправить бриф, кому-то требуется презентация. Все эти действия правильнее объединить в одном статусе (этапе) лида - "В обработке".
На шкале статусов не должны отображаться "действия"
Для изучения деталей работы менеджера с клиентом есть два отличных инструмента: лента событий и история. Если у руководителя есть сомнения в работе менеджера, то он всегда может проанализировать записи звонков и тексты писем. Количество звонков или отправленных писем очень часто не являются показателем прогресса в работе с лидом. Поэтому и создавать статусы типа "Перезвонить" или "Отправлено письмо" будет неправильно.
"Перезвонить", "Отправить письмо", "Уточнить адрес электронной почты", "Отправить КП" - это дела, которые должен назначать и выполнять менеджер для достижения результата.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Статусов не должно быть много
При большом количестве статусов теряется их значимость. Деления на шкале становятся очень маленькими, и их становится неудобно переключать. Прежде чем поменять статус, менеджеру каждый раз придется просматривать список доступных вариантов или проверять по инструкции критерии переключения из одного статуса в другой. Это лишняя работа и время. Оптимальное количество статусов: 5-7.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Шкала статусов должна давать визуальное представление, с кем из клиентов работа только началась, а кто уже близок к принятию решения.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Порядок статусов
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Статусы не должны "пересекаться"
Это значит, что у менеджера не должно быть сомнений, в какой статус перевести лид.
То есть не должно быть одновременно статусов "Уточнение информации" и "Выяснение деталей".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не должно быть "коротких статусов"
Статусы - это именно значимые (продолжительные) этапы в работе с лидом. Поэтому считаю неправильным создавать статусы, например, "Подготовлено КП" и "Отправлено КП". На подготовку КП иногда уходит достаточно много времени, особенно если применяется индивидуальный подход к клиенту. При этом отправка КП по электронной почте занимает 5-10 минут. Получается, что после того, как КП подготовлено, менеджеру необходимо поменять статус лида, потом отправить КП и ещё раз поменять статус. В итоге в статусе Подготовлено КП лид будет находиться всего несколько минут.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обычно статусы называют либо в стиле "что ожидается сделать", либо в стиле "что сделано".
В моем примере статусы скорее показывают, какие действия ожидаются от менеджера ("Новый" - ожидается, чтобы лид был принят в работу, "Предложение" - ожидается, чтобы было подготовлено и отправлено КП).
Можно было бы назвать статусы "Обработан", "Отправлено предложение" и т.д.
И тот и другой варианты правильные, главное выбрать один из них и в едином стиле назвать все статусы.
Это основные правила, которых я придерживаюсь при настройке статусов лидов.
Буду рада, если кто-то поделится своими своими идеями, наблюдениями или конкретными примерами настройки статусов для разных направлений деятельности.
Всем хороших выходных! :-)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Статусы должны называться в едином стиле
В моем примере статусы скорее показывают, какие действия ожидаются от менеджера ("Новый" - ожидается, чтобы лид был принят в работу, "Предложение" - ожидается, чтобы было подготовлено и отправлено КП).
Можно было бы назвать статусы "Обработан", "Отправлено предложение" и т.д.
И тот и другой варианты правильные, главное выбрать один из них и в едином стиле назвать все статусы.
Это основные правила, которых я придерживаюсь при настройке статусов лидов.
Буду рада, если кто-то поделится своими своими идеями, наблюдениями или конкретными примерами настройки статусов для разных направлений деятельности.
Всем хороших выходных! :-)
Ничоси! О_О
ОтветитьУдалитьпомогли, спасибо)
ОтветитьУдалитьСпасибо! дали правильное направление в данном вопросе!
ОтветитьУдалить