Как отправить sms-сообщение контакту из бизнес-процесса по сделке

Отправка sms-сообщений из бизнес-процесса - это очень востребованный сценарий работы в Битрикс24. Чаще всего sms требуется отправить из сделки при наступлении некоторого события: перехода сделки в определенную стадию, смены ответственного менеджера, завершения задачи и т.д.

Например: необходимо отправлять sms-уведомление клиенту, как только его заказ (сделка) переходит в стадию "Формирование на складе". Текст sms: "Имя_клиента, Ваш заказ поступил на формирование на складе дата_поступления".

В реализации такого сценария нет ничего сложного. Но есть 2 момента, которые могут вызвать затруднение:
  1. В списке доступных действий для бизнес-процессов нет действия "SMS уведомление".
  2. Переход сделки в определенную стадию отслеживается в бизнес-процессе по сделке. Но этот бизнес-процесс не имеет доступа к данным, которые указаны в связанном со сделкой контакте: имени, фамилии, телефону и т.д.

Как обойти 2 этих момента читаем по ссылке "Подробнее" :-)


Отслеживание перехода сделки в стадию

В самом простом варианте переход сделки в стадию "Формирование на складе" можно отследить с помощью действия "Ожидание стадии сделки" в бизнес-процессе для сделки (!):


Отправка sms-сообщения

Встроенного функционала по отправке sms-сообщений из бизнес-процессов действительно в Битрикс24 нет.

Один из вариантов, как это ограничение можно обойти - это использование Email2SMS-сервисов.

Email2SMS-сервисы, как правило, работают по следующему принципу:
  1. Отправляется электронное письмо на служебный ящик, предоставляемый сервисом. Адрес отправителя и тема сообщения обычно значения не имеют.
  2. В теле письма указываются данные в определенном формате (Например:|логин;пароль;номер_телефона_получателя;имя_отправителя;текст сообщения|).
В дизайнере бизнес-процессов есть действие "Почтовое сообщение",  с помощью которого можно отправить электронное письмо. Поэтому всё, что остается сделать - это из бизнес-процесса правильно сформировать шаблон письма:


По данному примеру:
  • email@oneofemailtosmsservices.ru - это служебный адрес Email2SMS-сервиса
  • luba.tinaeva и mypass - логин и пароль от моего аккаунта
  • +79********8 - номер телефона, на который будет отправлено sms-сообщение
  • LUBA TINAEVA - это имя отправителя, от которого будет приходить sms. Буквенное имя отправителя обычно требуется заранее зарегистрировать в сервисе.
  • "Имя_клиента, Ваш заказ поступил на формирование на складе дата_поступления" - это текст sms-сообщения.

Но по условию задачи sms-сообщение должно отправляться на номер, который указан в карточке клиента (контакта), привязанного к сделке. И в тексте сообщения важно указать имя клиента.

Все эти данные доступны только в бизнес-процессе по контакту. Поэтому и настраиваться это действие будет в бизнес-процессе для контактов(!). В текст сообщения подставляются данные из карточки контакта:

|luba.tinaeva;mypass;{=Document:PHONE_MOBILE};LUBA_TINAEVA;"{=Document:NAME}, Ваш заказ поступил на формирование на складе {=System:Date}"|


Запуск бизнес-процесса для контакта из бизнес-процесса по сделке

В бизнес-процесс по сделке остается добавить действие "Запуск бизнес-процесса", которое относительно недавно появилось в дизайнере бизнес-процессов:


Для проверки можно создать новую сделку, в которой будет указан контакт. А в карточке контакта при этом будет указан мобильный телефон. Далее нужно перевести эту сделку в стадию, на ожидание которой настраивался бизнес-процесс, и подождать, когда на телефон придет sms-уведомление.

У меня всё получилось, sms приходят :-)

Всем приятной работы с Битрикс24!

Очень интересно узнать, что нового представят разработчики Битрикс24 на презентации 9 июня :-)

Комментарии

  1. Отличный сценарий. А как-то проверяете номер мобильный он или городской перед отправкой?
    P.S. Тоже ждем презентацию 9 июня с нетерпением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владимир, вопрос интересный) Я проверку не добавляла, так как EmailToSms-сервис, которым я пользовалась, не принимал к отправке городские номера телефонов. То есть проверка происходила на уровне самого сервиса.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Расширение возможностей бизнес-процессов с помощью вебхуков: работа с задачами